«Художники года» Cosmoscow
+7 (495) 120 36 37
SACO в Москве

Новости

27.09.2019
СМИ о нас

«Художники года» Cosmoscow — о творческом методе, зрительских претензиях и конкуренции с искусственным интеллектом

Маргарита Пушкина по заданию Bazaar отправилась в гости к дуэту «МишМаш»

«Художником года» Cosmoscow в 2019-м признали целый дуэт — «МишМаш». Накануне открытия ярмарки, которая пройдет 6−8 сентября в Гостином дворе, ее основательница Маргарита Пушкина взяла интервью у Миши Лейкина и Маши Сумниной.

Как вы восприняли новость о том, что вас назвали художниками года?

Маша Сумнина: Во‑первых, нам понравилось, что вы не публиковали списки претендентов, чем исключили категории «победитель» и «проигравший». Соответственно, никто ни на кого не обиделся. Во‑вторых, мне кажется, сейчас наступил некий кризис: бессчетное количество выставок, на которые ходит все меньше людей. А формат ярмарки предполагает, с одной стороны, очень разнообразный контент, с другой — ограничение по времени, поэтому в любом случае привлечет к себе повышенное внимание. Конечно, такой скачок интереса к нашему имени и возможность вести разговор о наших работах — все это для нас важно.

Начнем с вашего творческого метода: что он собой представляет?

Миша Лейкин: Даже не знаю, стоит ли раскрывать все секреты: вдруг кто-то украдет. (Смеется.) Но скажу, что у Маши он один, у меня — другой. Я ищу божественный абсолют, гармонию и чистоту, к которым можно прийти только в результате очень тяжелой подготовки, долгих раздумий… И в какой-то момент подсознание выкидывает на поверхность идею, в итоге превращающуюся в результат. А Маша предпочитает раскладывать реальность на мозаику, разбивая ее молотком. То есть я камни собираю, а Маша их разбрасывает.

Как же вы, такие разные, решили работать вместе?

Миша: Впервые попробовали около 20 лет назад и со временем поняли, что если использовать только один «метод» — мой или Машин, — наш стиль станет настолько узнаваемым, что «МишМаш» превратится в торговую марку. А искусство — это нечто другое.

Согласна. Даже перед нашей встречей я не могла представить себе какой-то один ваш образ как художников. И это интересно, учитывая, что мы давно вас знаем.

Маша: Для каждой проблемы, которую мы хотим затронуть в том или ином проекте, мы выбираем свою технику. Ведь любой материал говорит сам по себе: если задумываешься о коллажировании реальности, может подойти скотч, насильно соединяющий элементы, если о повторениях всего и вся — гипс, потому что его используют для копий. Еще всегда интересно взаимодействовать с неуправляемыми силами: ветром, плесенью, критиками, зрителями… Придерживаясь тактики выживания, мы пытаемся вовлечь их в свой творческий процесс: если не можешь победить, возьми в сообщники.

Кстати о критиках. Вас называют наследниками московского романтического концептуализма. А вам самим такое определение близко?

Миша: Наверное, это было неизбежно. Не в сюрреалисты же нас записывать. (Смеется.)
Маша: Да можно и в них. Но, если честно, для меня на первом месте концепция. Все-таки определения — такая необязательная вещь! Даже не понимаю, что они дают художнику.

А как вы думаете, можно ли научить человека «быть художником»?

Маша: Это дико неправильно. Ты или художник, или нет. Учить можно ремеслу, технологиям и истории искусств. А когда куча «наученных» молодых людей въезжает на джипе в витрину и заявляет, что это творческий акт… Можно, конечно, обучить приемам и наплодить клонов, но зачем? Искусство же не сборник рецептов.

Может быть, именно поэтому мы так часто встречаемся с предвзятым отношением ко всему современному искусству со стороны не вовлеченных в процесс людей?

Маша: Периодически звучат зрительские претензии из разряда: «Это для меня слишком сложно» или «Такое может нарисовать любой». И кстати, воспринимать классическое искусство гораздо труднее, чем современное.

РАБОТА ИЗ СЕРИИ «РУИНЫ КАК АНТИБИОТИК», 2008
РАБОТА ИЗ СЕРИИ «SUPER JEW, СЛУХИ О ХИДЕОИЗМЕ», 2018
ФРАГМЕНТ ИНСТАЛЛЯЦИИ ДЛЯ COSMOSCOW 2019

Да, я всегда вспоминаю Михаила Михайловича Алленова (российский ученый-искусствовед, профессор МГУ. — Прим. HB), который разматывал в работах Рембрандта или Иванова такие смысловые клубки…

Маша: Конечно! Они решали для себя важнейшие вопросы композиции, цвета… А многие оценивают только
с точки зрения «похоже» или «не похоже».
Миша: Или Аристотель. Пусть почитают и попробуют что-нибудь в нем сразу понять.
Маша: При этом современное искусство тоже занимается очень «человечными» вопросами: жизнь, смерть, одиночество.
Миша: Нужно только принять форму. Но часто она непривычно выглядит. Или метод ее презентации.

У нас поэтому и нет музеев уровня Центра Помпиду или Тейт Модерн, куда в таких же количествах, как в Париже и Лондоне, водили бы детей. А как работают английские кураторы в Королевской академии художеств! Там тебе не нужны никакие экспликации: без них понимаешь все совершенно четко. Или, например, Ван Гог: казалось бы, чего мы о нем еще не знаем? Но они берут его работы и показывают так, что ты видишь художника абсолютно иначе.

Миша: Во многом это чисто наша проблема — тех, кто живет в бывшем Восточном блоке.

Согласна. Тем не менее вы сделали коллаборацию с Uniqlo, рассчитанную как раз на массового зрителя. Что вас привлекло в таком сотрудничестве?

Маша: Деньги! (Смеется.) Все-таки очень редко бывает, что художнику платят гонорар за участие. Но это, разумеется, шутка, потому что мы с удовольствием носим вещи Uniqlo. Они самые адекватные на свете! Так что ни на какие компромиссы с совестью мы не шли. Было интересно сделать что-то для неподготовленного зрителя в шопинг-молле — это редкая возможность.

Специально для Bazaar «МишМаш» прямо на обеденном столе выставили несколько своих работ, включая часть инсталляции, подготовленной для предстоящей Cosmoscow

Бренд выдал вам строгий бриф?

Маша: Они просто хотели что-то интерактивное.
Миша: Идея работы появилась уже после первого знакомства.
Маша: Кстати, нас сразу потрясло, насколько внимательно они прислушиваются к мнению покупателей. Например, им написал человек и предложил на непродуваемые штаны добавить молнию. И в следующем сезоне они ее вшили! Это вдохновило еще больше.

Мы встречаемся у вас дома, здесь много ваших арт-объектов. А других художников собираете?

Миша: В этом году мне исполнилось 50 лет, и я попросил друзей-художников дарить мне свои работы, что очень серьезно пополнило нашу коллекцию.
Маша: Раньше то, что у нас было, хранилось в ящиках, а после Мишиного дня рождения мы наконец повесили все в спальне. Теперь каждое утро просыпаемся и разглядываем экспозицию.

А что вы думаете о произведениях искусства, которые сейчас создает искусственный интеллект? Есть ощущение конкуренции?

Маша: Нет, потому что мы работаем в первую очередь для себя. И, покупая работу, созданную человеком, ты приобретаешь в том числе и его личную историю, связанную с тобой.

Миша: Как раз в Эрмитаже летом устраивали такую выставку («Искусственный интеллект и диалог культур». — Прим. НВ), и, насколько я знаю, многие работы были куплены.

Маша: Сейчас это такой прикол, а потом будет неинтересно, потому что слишком легко.
Миша: Думаю, однажды у всех нас появится второй интеллект, он будет нашим естественным продолжением.

Тогда главное — научить его критическому мышлению.

Фото: НИКОЛАЙ ЗВЕРКОВ
Макияж: ЕВГЕНИЯ КРУТОВА
Прически: ГАЯНЕ АРУТЮНОВА (БРИТАНСКАЯ СЕТЬ САЛОНОВ SACO)

ЗАПИШИТЕСЬ В САЛОН

Необходима предварительная запись на процедуру

SACO в Москве

Контакты


Патриаршие

Б. Козихинский пер. 22
+7 (495) 488 67 23
записаться

Парк культуры

ул. Бурденко, 3
+7 (495) 488 67 83
записаться

Цветной бульвар

бул. Петровский, 21
+7 (495) 488 67 53
записаться

Revolution

ул. Бауманская 7с1
+7 (495) 663-5880
записаться

SACO САРАТОВ

ул. Гоголя, 64 / ул. Вольская, 111
+7 845 246-20-76
записаться
image
beauty-lunch
Позвонить Позвонить
Мы используем файлы cookie и другие идентификаторы, чтобы улучшить вашу работу в интернете. Используя наш сайт, вы соглашаетесь с этим. Детальнее узнать о политике конфиденциальности, для чего используются куки и как изменить ваши настройки.
Мы используем файлы cookie. Детальнее узнать о политике конфиденциальности
Принять